Педагог моего района




Развивающая педагогика В. П. Вахтерова 


Если стоит жить, то только для того, чтобы помогать развитию.
В. П. Вахтеров

Вахтеров Василий Порфирьевич русский педагог, методист начальной школы. Родился в 1853 году в городе Арзамасе. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет был инспектором народных училищ, принимал активное участие в работе комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В годы Революции Вахтеров много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов учителей. По учебникам и книгам Василия Порфирьевича в первой четверти XX века училась вся Россия.
В основе творчества выдающегося педагога-просветителя В.П. Вахтерова , заложена идея "эволюционной педагогики", которая опиралась на теорию эволюции Ч. Дарвина. В. П. Вахтеров считал, что в преподавании необходимо освоить учение о развитии в целом, обобщить практику воспитания, изучать историю педагогики, экспериментировать. Очень важно научное изучение развития ребенка, в первую очередь с позиций педагогики и психологии, с учетом данных изучения его биологами и представителями других наук о человеке. Изучение должно быть не только в статике, но и в динамике, не только в физическом, но и в умственном, и нравственном отношениях.
В. П. Вахтеров об эволюционной педагогике

По Вахтерову, "стремление к развитию не есть нечто, однажды навсегда данное ребенку. Оно определяется не только наследственностью", но и внешними факторами, влиянием общества, школы, воспитания, личного опыта и переживаний. Таким образом, "развитие ребенка является результатом этих двух факторов: во-первых, внутренних стремлений к развитию и, во-вторых, влияния окружающей среды. Приспособление ребенка к среде и приспособление самой среды к потребностям ребенка - вот задача воспитания". Задача педагога — способствовать благоприятному сочетанию этих условий, изучать индивидуальные особенности ребёнка. В работах В. П. Вахтерова не встречается термин "природосообразность". Однако он постоянно предупреждает, чтобы развитие "физических, умственных и нравственных сил народа" строилось на основе законов природы. Органической частью природосообразности является индивидуализация обучения и воспитания. В. П. Вахтеров видел сложность и трудность задачи - осуществить во всей полноте индивидуализацию: сколько людей на свете, столько получается воспитательных систем. Он считал возможным до известной степени облегчить эту задачу разделением детей на типы и предложил свою типологию по признаку преобладающих склонностей. В статье "Наши методы преподавания и умственный паразитизм" В. П. Вахтеров по степени влияния на умственное развитие обучаемых разделяет все применяемые способы и приемы обучения на две группы, две категории. К первой группе он относит "те приемы, когда учитель имеет в виду возбудить самодеятельность учащихся, дать толчок и пищу их творческим силам. Ко второй группе "дидактический метод", рассчитанный "на скорое натаскивание или выгонку учеников к экзамену. Несомненно, В. П. Вахтеров, ставящий в центр педагогики идею развития, объявляет приоритетным эвристический метод, но у него нет и полного отказа от дидактического метода, который тоже пригоден.
В. П. Вахтеров о стремлении к развитию

При отборе содержания образования, выборе способов обучения, организации учебной работы, создании различных типов школ основным критерием, по Вахтерову, должно быть развитие школьников. Поэтому необходимо: выяснять, "что из данной области важно для развития детей", "какие материалы лучше всего содействуют умственному и нравственному развитию ребенка"; обращать "самое главное внимание на знания и упражнения, развивающие мыслительные способности ребенка"; помнить, "что всякое знание, всякое новое впечатление получает цену лишь тогда, когда оно содействует правильному развитию". Новым в предложениях автора являлось то, что он переключает акценты на практические действия, на "делание", т.е. ребенок должен "не только смотреть, слушать и щупать, но по возможности еще и делать, строить, лепить, рисовать", орудовать с вещами, предметами. "Движение, труд, действие, упражнение - вот одно из звеньев, через которое должен пройти каждый урок". В трактовке интереса он также идет от естественного развития ребенка. "С нашей точки зрения, интерес - это прямое выражение стремления к развитию тех функций, до которых дошла очередь". Дело в том, что психические функции развиваются неравномерно и неодновременно и надо уловить момент их проявления, чтобы их вовремя задействовать, помочь развитию, "не раньше, но и не позже этого момента". 
Вахтеров об организации урочной деятельности

Развивающая педагогика В. П. Вахтерова стала крупной вехой в истории педагогической мысли и не утратила своего значения и сегодня. Неоценим его вклад в развитие теории и практики начального обучения, в разработку многих разделов теоретической педагогики. 
Вахтеров для начального обучения

2 комментария:

  1. Я так нахваливаю саму себя за то, что попала в декаду. Встретила столько талантливых педагогов! Начиталась, насмотрелась, воспользовалась информацией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью солидарна. Столько энергии! Столько информации! Столько эмоций!

      Удалить