Педагогическая классика

Задание представлено на странице сайта интерактивной декады "Педагогическая классика для настоящего и будущего". Задание не простое, очень объемное. Начала я его выполнять с конца. Решила сначала рассказать о перагоге моего региона, это поближе.
Итак, первый мой рассказ о русском педагоге, методисте начальной школы, который родился в горячо мной любимом маленьком городке Арзамасе, о Вахтерове Василие Порфирьевиче. Благодаря данному исследованию я ближе познакомилась с работами знаменитого педагога. И меня в первую очередь удивило, как они актуальны на сегодняшний день. Это и развивающее обучение, развитие познавательных способностей (этой темой я особо увлечена), индивидуальный подход, акценты на практические действия и т.д. и т.п. Появилось желание перечитать его работы более обстоятельно.
Конечно, логичнее было бы дальше рассмотреть работы К.Д Ушинского, так как Вахтеров В.П развивал его идеи. Но в свое время вдоль и поперек изучала работы Сухомлинского В.А., собрать материал о нем мне было бы проще. Но подумаю еще.
Итак, несмотря на то, что даже начала уже собирать интересные цитаты Сухомлинского В.А., решила все же обратиться к работам Ушинского К.Д., даже скачала полностью собрание его сочинений. Решила подобрать материал, который связан с моей работой по развитию познавательных способностей учащихся.

Изучила статьи на сайте Галактика

Педагогическая классика для настоящего и будущего: В.А.Сухомлинский

Оставила комментарий
Меня больше поражает тот факт, что по любой проблеме, с которой мы сталкиваемся в своей профессиональной деятельности, можно обратиться к произведениям В.А. Сухомлинского. Будь то проблемы в отношениях с учениками, коллегами, родителями. Или проблемы в выставлении оценок, проверке тетрадей, проведении уроков… Сухомлинский затрагивает все вопросы обучения, воспитания и развития. В его работах мы можем прочитать и о личностно-ориентированной педагогике, о метапредметном подходе, о дифференциации обучения и т.д., и т.п.
Мне наиболее близки его мысли о том, как научить ребенка учиться. Во-первых, научить наблюдать, во-вторых, научить думать. То есть, речь идет о развитии познавательных способностей, таких как восприятие и мышление. Не забываем, что познание окружающего мира осуществляется через чувственное познание и логическое мышление. Об их взаимосвязи В.А.Сухомлинский тоже упоминает в своих работах. Я в своей деятельности через подбор развивающих заданий также развиваю в первую очередь познавательные способности, и не только восприятие и мышление, а также еще и внимание, и память, и воображение, которое тесным образом связано с творчеством, фантазией. Ведь ученик может не воспринимать материал урока просто потому, что у него слабо развито само восприятие или внимание. А рассказать прочитанный дома параграф не сможет, если у него плохо развита память. На третьем месте В.А. Сухомлинский упоминает умение выражать свои мысли. О! Как это важно! Бывает, что ученик, хорошо разобравшийся в теме урока, что видно по результатам выполнения им задач в тетради, не может и двух слов связать, чтобы объяснить, как он решал. Для таких учеников даю специальные задания для развития речи. И только на четвертом месте у В.А Сухомлинского умение читать и писать. А мы последнее ставим на первое место. А вдруг проверяющие проверят тетради детей, а там кривые записи, а то и вообще ничего нет. 
Близки мне и мысли великого педагога об оценках. Никогда не спешу ставить плохие оценки, даю возможность доучить. Ведь результатом учения должна быть не оценка, а полученные знания и умения. 
И самая главная мысль, которую я уже давно вынесла из учений Учителя, это то, что педагог должен в первую очередь любить детей, тогда все получится. «Сердце отдаю детям» - эта фраза давно для меня стала близкой и понятной. Даже был однажды курьезный случай. При составлении выступления для коллеги (не из нашей школы) я использовала эту фразу. И начальница этой коллеги возмутилась: «Что за высказывание, еще бы написали, что руку отдаю детям или голову, …» Видимо, не читала Сухомлинского.

Педагогическая классика для настоящего и будущего: К.Д.Ушинский

Мой комментарий:
Моя ассоциация с К.Д. Ушинским в первую очередь связана с ним не как с педагогом, а скорее как с писателем. Сразу вспоминаются детские книги «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Два плуга» и другие, которые я читала и сама в детстве, потом всем моим троим детям… И вот эта интерактивная декада помогла мне поближе познакомиться с его педагогическими работами. 
Первый же вопрос в статье «А можем ли мы вести урок, не готовясь к нему, только улавливая желание слушателей, видя их глаза, читая их мысли?» привел в недоумение. Да нам часто приходится именно так вести уроки, не из-за того, что мы такие уж «преподаватели времен Ушинского», а элементарно из-за того, что не всегда хватает времени на подготовку к урокам так, как хотелось бы. Берем большие ставки, а в сельских школах это без параллелей и несколько разных предметов на одного учителя. Нужно не меньше 6-ти часов на подготовку ко всем урокам. Кстати, во многих комментариях выше проскальзывала еще мысль о том, что из-за бумаг и других дел, которыми нагрузили учителей, не хватает времени на детей. Ну, на детей то хватает: уж если дали нам 45 минут урока на общение с нашими учениками, то используем их по полной программе; уж если являемся классными руководителями, то забрасываем все свои личные дела, а в поход или на экскурсию идем; если нужно подготовиться к очередному мероприятию, все силы отдаем этому…. А вот подготовиться к этому общению действительно времени не всегда хватает. У меня лично после уроков кроме классного руководства, подготовки музыкальных номеров к мероприятиям школы в качестве учителя музыки, есть еще ГИЗы, кружковая работа, администрирование компьютеров, локальной сети, школьного сайта, электронного дневника (все это грузят на учителей информатики, чаще почти не оплачивая)… А потом дома репетиторство, на которое приезжают ученики всех близлежащих сел… Конечно же, выручает знание предмета сверх школьной программы и накопленные за несколько лет преподавания дидактические материалы. Были случаи, что перед таким уроком вдруг узнавала, что у меня будет присутствовать кто-то из администрации. И вроде ничего, к счастью, все получалось так, что никто и не догадывался, что к уроку я особо не готовилась, лишь просмотрела бегло свои старые записи, материал в Интернете, по дороге в школу подумала, как преподнести для этого класса. Спасибо и ребятишкам, всегда живо реагируют и поддерживают. Так что работаю по Ушинскому поневоле. Вот такое признание. И, если уж признаваться дальше, то скажу, что проводить урок четко по написанному сценарию уже и не смогу. Даже на Открытых уроках и то бывают отклонения от нужного курса. Но так возможно только, если преподавать несколько лет. Когда только начинаешь, необходимо прописывать очень подробно каждый урок. Я так делала где-то 3 года, дальше по накатанной. Кстати, мне очень понравилась прозвучавшая в комментариях мысль о том, что все учителя разные, и кому как удобно, так и преподают, главное, не нужно им мешать. Полностью согласна. А вообще, контроль сейчас больше сдвинут в сторону проверки бумаг. Для меня уж лучше бы приезжали уроки смотреть. На бумаге можно разное написать…
По поводу наглядности писать много не буду. Здесь все понятно. 90% информации человек получает с помощью зрения – это уже общеизвестный факт, который мы преподносим ученикам и на уроках информатики.
Прочитав цитату Ушинского по поводу отношения к образованию, усмехнулась: ничего не изменилось! Разница лишь в том, что если раньше хотя бы чувствовали, что образование детям пригодится в их жизни, сейчас часто можно услышать совершенно противоположное высказывание: «А зачем учиться, если сосед в школе совсем не учился, а вон как живет, и начальник высокий?». И апатичный взгляд теперь в первую очередь у учителей. У нас, например, на августовской конференции такая мрачная обстановка была, что глава администрации района заметил «Вы что как на панихиде?» А чему радоваться? Тому, что не успели отдохнуть от летних пришкольных лагерей, ремонта школы, подготовки программ и планов и т.п., а отчеты правительства о сделанном для учителей и для школы разнятся с действительностью? 
Теперь по поводу игр на уроках. В цитатах Ушинского на эту тему нет утверждения, что нельзя вообще использовать игры после начальной школы. Вчитайтесь: "…не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает…". Ведь здесь нет категоричности в высказывании. Речь идет о том, что во всем нужна золотая середина. И в приведенной в статье цитате: "… Мы не говорим о педантизме, о суровости…"  То есть речь идет лишь о переборе. Игры приемлемы, но в меру. Дети должны понимать, что есть не только хочу, но и надо. А этого играми не добьешься. Я так поняла К.Д. Ушинского.
Хочу сказать еще немного о поднятой в комментариях проблеме обучения собственных детей. По своему личному опыту знаю, что чем раньше начинать заниматься, тем более безболезненно этот процесс проходит. Со старшей дочерью начала заниматься уже перед экзаменами, столько слез и каприз было, она меня воспринимала как маму, а не как учителя. С сыном и младшей дочкой занятия проводить стала раньше, поэтому и прошло все гораздо спокойнее. 
И еще хочу сказать о том, что мне очень понравился материал Котельниковой Натальи Николаевны «Как обучать детей по Ушинскому». Здорово все разложено по полочкам! Спасибо!



Комментариев нет:

Отправить комментарий